Категории блога

Службы Воскрески

Категории блога

Службы Воскрески

Социальная сеть

Сервисы

Другие продукты Vizantium

Войти
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Bible phrases

 Мы с детства слышим множество крылатых выражений, поговорок, пословиц, и каждому из нас обычно ясно, что они значат. Нам кажется, что эти устойчивые выражения существовали всегда. Многие выражения становятся «притчей во языцех»… Каково же истинное происхождение многих известных всем и часто употребляемых словосочетаний и фраз, и каково их использование в современной речи?..

 На самом деле первоисточник их -- в библейских выражениях. Библия -- это духовная сокровищница человечества. Слово Священного Писания – творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культурах и в мире вообще. Многое из того, что мы называем сегодняшней культурой, выросло из этого Слова. В языки мира вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза "великое множество" — тоже оттуда).

 Вот некоторые крылатые библейские выражения.

* * *
"Да будет свет!".
Происхождение фразы "Да будет свет" — из Библии: "И сказал Бог: "Да будет свет!" И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро".

* * *
Кто с мечом придет, от меча и погибнет. -- «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52).

* * *
Кто не работает, тот не ест. -- "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2-е Фес. 3:10).

* * *
Хам. -- Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых "населилась вся земля" после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу, и подвергся его проклятию.

* * *
"Голубь мира" появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. -- Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

* * *
Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). -- "И будешь … притчею и посмешищем у всех народов" (Втор. 28:37). По-церковнославянски "у всех народов" -- "во всех языцех".

* * *
От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). -- «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37), слова Иисуса Христа.

* * *
Грехи молодости. -- «Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24:7).

* * *
Тьма кромешная (символ ада). -- «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). По церковнославянски "тьма внешняя" — "тьма кромешная".
* * *
Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. -- "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета!" (Еккл. 1:2).

* * *
В поте лица (тяжким трудом). -- "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

* * *
Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). -- "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1:6) (по церковнославянски "на круги своя").

* * *
Внести свою лепту (внести посильный вклад). -- Лепта была мелкой медной монетой. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12:41-44; Лук.21:1-4).

* * *
Во главу угла (главное, приоритетное). -- "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117:22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).

* * *
Корень зла (источник зла). -- «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

* * *
Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). -- "Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матф. 5,18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.

* * *
Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. -- «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только один выбор: добра или зла, Бога и отвержения Его. Третьего не дано.

* * *
Молочные реки, кисельные берега. -- Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3:8; Чис. 13:28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.

* * *
Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). -- "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7:15).

* * *
Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). -- "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру" (Еккл. 3:1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

* * *
Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). -- "Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51:17).

* * *
Всякой твари по паре. -- Из повествования о всемирном потопе, об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6:19-20; 7:1-8). Употребляется часто в ироническом смысле.

* * *
Глас вопиющего в пустыне. -- Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40:3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3:3; Марк. 1:3; Иоан. 1:23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

* * *
Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). -- Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25:14-30). Слово "талант" впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

* * *
Камень преткновения (препятствие на пути). "И будет Он … камнем преткновения, и скалою соблазна" (Ис. 8:14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9:32-33; 1-е Петра 2:7).

 * * *

Умывать руки (устраниться от ответственности). -- "Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27:24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21:6-9).

* * *
Камня на камне не оставить (разрушить до основания). -- "Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матф. 24:2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.

* * *
Манна небесная (неожиданная помощь). -- Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16:14-16; Исх. 16:31).

* * *
Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). -- "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими" (Матф. 7:6). По церковнославянски жемчуг это бисер.

* * *
Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). -- Рожон это заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом.

* * *
Не от мира сего. -- "Вы от мира сего, Я не от сего мира" (Иоан. 8:23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также "Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18:36) -- ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

* * *
Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20:4; Втор. 5:8).

* * *
Не судите, да не судимы будете. -- Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. 7:1 ).

* * *
Не хлебом единым. -- "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8:3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4:4; Лук. 4:4).

* * *
Невзирая на лица. -- "Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте" (Втор. 1:17). "Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица" (Иак. 2:1).

* * *
Книга за семью печатями (нечто недоступное). -- "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее" (Откр. 5:1-3).

* * *
Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). -- Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16:21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.

* * *
Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. -- "Но да просит с верою, нимало не сомневаясь" (Иак. 1:6). По церковнославянски: "Да просит же верою ничтоже сумняся". Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

* * *
Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). -- Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13:24-30; 36-43).

* * *
Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). -- "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои -- на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4). Орало -- плуг.

* * *
Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). -- Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. "И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу" (Иов. 2:12); "… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел" (Есф. 4:1).

* * *
Плоть от плоти (родственная близость). -- И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2:23).

* * *
Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). -- "Храни меня, как зеницу ока" (Пс. 16:8). "Хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10).

* * *
Власть тьмы (торжество зла). -- "Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы" (Лук. 22:53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

* * *
Бог дал, Бог и взял. -- «Господь дал, Господь и взял» ( Книга Иова 1:21)

* * *
Не рой яму другому, сам в нее попадешь. -- «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» ( Книга Притчей Соломоновых 26:27)

* * *
Нет пророка в своем отечестве. -- «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» ( Евангелие от Матфея 13:57)

* * *
Что посеешь, то пожнешь. -- «Что посеет человек, что и пожнет» ( Послание к Галатам 6:7)

* * *
Посеешь ветер, пожнешь бурю. -- «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» ( Книга Пророка Осии 8:7)

* * *
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. -- «Все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Евангелие от Матфея 26:52)

* * *
Соль земли. -- «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Евангелие от Матфея 5:13).

  Bible phrases 2

 Это замечательное словесное сокровище Книги книг можно использовать различным образом на занятиях в воскресных школах: - дать задание учащимся прочитывать определенные места из книг Ветхого и Нового Завета и выписать попавшиеся крылатые словосочетания, выражения и фразы; - вспоминать пословицы и поговорки, считающиеся народными, находить вместе или в качестве задания индивидуально их библейский первоисточник; - на занятии приводить некое устойчивое выражение; просить сначала самих учеников рассказать свои мысли и догадки, что оно означает или может означать; а потом зачитывать цитату из Библии и разбирать вместе это место в книге с его истинным значением в контексте Священного Писания; - проводить разного рода словесные викторины, игры «знатоков библейского слова»; - проводить конкурсы иллюстраций к тем или иным крылатым выражениям… Этот процесс познания истинности употребляемых нами в повседневной речи слов и выражений, а также нахождение их первоосновы может оказаться очень увлекательным для юных исследователей.

 Таким образом и знакомство с Библией станет мотивированным и увлекательным, пусть это будет сначала лишь поиск уже знакомых слов и выражений, но со временем эта удивительная, главная Книга человечества, хранящая в себе бесценные сокровища Духа, Книга Книг, может стать самым верным другом для молодых душ на все случаи жизни, и они будут с интересом и радостью обращаться к ней; и уже не только в поисках крылатых выражений «с жаждой» припадать к этому вечному источнику живых истин.

 

 Использованные источники

Лилия Ратнер. Что такое христианское искусство. Интернет-журнал «Решение».

Вечные истины. Крылатые слова библейского происхождения. По оригинальному изданию (г. Новосибирск).Валерий Мельников. Источник: Газета Эском – Вера. 2011 г.

 

Оставлять комментарии могут только участники Воскрески

Прочтите также

Зачем учить детей чинить вещи?

 В наше время общества многих частей…

2623 просмотров

Подарок к пасхальному утреннику

 Приближается праздник Светлого Христова Воскресения. Как…

2533 просмотров

Катехизация в военной части

  Проповедь о Господе нашем Иисусе Христе…

2369 просмотров